8(4852) 59-53-44

8-910-827-84-77

Принцип работы автокондиционера

Знаете ли вы,что принцип работы автомобильного кондиционера такой же как в обычном бытовом холодильнике. Но устроен автокондиционер иначе .Герметичная система с заполненная холодильным газом-фреоном и специализированным маслом,которое растворяется во фреоне и не боится низких температур. Введенное в контур масло используется для смазки подвижных частей компресора и всей холодильной системы .В первое время в автомобильном кондиционере использовали специальные хлорсодержащие соединения, но они были не безопасными для здоровья,поэтому в настоящее время запрещены.

Принципиальная схема холодильного агрегата всегда одна несмотря на небольшие отличия между автокондиционерами различных производителей автомобилей. На рисунке изображена самая простая и распространенная схема .При нажатии кнопки включения автокондиционера срабатывает электромагнитная муфта, стальной прижимной диск .3, примагничивается к шкиву .2. Шкив приводится в действие ремнем от двигателя автомобиля ,но когда кондиционер не включен шкив вращается вхолостую. Включение муфты через привод шкива приводит в действие компрессор .1- двигатель кондиционера . Компрессор сжимает фреон находящийся в газообразном состоянии,после чего газ сильно нагревается и подается по фреоновой магистрали в конденсатор .4-теплообменник ,в обиходе называемый "радиатор кондиционера".В конденсаторе горячий фреон охлаждается с помощью встроенного мощного вентилятора .5 ,который включается на малых оборотах вместе с компрессором кондиционера. При движении автомобиля конденсатору легче справляться с охлаждением ,т.к. он дополнительно обдувается встречными потоками воздуха. После охлаждения сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит их конденсатора уже в жидкой фазе. Далее проходит через фильтр-осушитель .6-ресивер,помогающий отфильтровывать продуты износа компрессора,металлические частицы и прочий мусор.Часто на корпусе самого ресивера встраивается смотровой глазок .9 для визуальной диагностики прохождения фреона внутри магистрали. Если в системе недостаточно газа,то в глазке будет видна молочно-белая пена. После очистки в фильтре ,фреон поступает в сторону салона автомобиля проходя через терморегулирующий вентиль (ТРВ), регулирующий перегрев газа выходящего из испарителя. Само понятие перегрева-это разница температур на выходе из испарителя и кипения фреона-хладагента. ТРВ расположен на магистрали по которой жидкий газ поступает в испаритель. Если сам испаритель заполнен полностью жидким газом, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна точке кипения ,тогда регулирующий клапан закрывается .Если же из испарителя выходит пар температура которого больше установленного значения на ТРВ,тогда вентиль открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине.Фактически ТРВ является автоматически регулируемым дросселем и если не вдаваться в основы термодинамики ,то его можно сравнить с соплом аэрозольного баллончика. Далее фреон в газообразном состоянии попадает в испаритель,где при кипении выделяет большое количество холода. Испаритель .12 по сути тот же радиатор,но небольшой. Фреон охлаждает испаритель, а вентилятор подает холод в салон автомобиля. Отдав холод в испарителе фреон снова попадает в компрессор. Круг сомкнулся .Часть системы от компрессора до ТРВ именуется напорной магистралью .Ее можно определить по тонким трубкам на ощупь они теплые или горячие .Другая часть от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, линия низкого давления .Она из толстых трубок и на ощупь ледяная .Во время работы компрессора в линии высокого давления от 7 до 15 Атм, в аварийных случаях до 30 Атм. В линии низкого давления ,обратной магистрали не более 3,5Атм .При выключенном автокондиционере во всех магистралях давление выравнивается и составляет 5Атм. Так же, несколько датчиков контролируют работу всей системы. В выше описанной схеме на ресивере-осушителе .6 находится датчик .7,который включает вторую скорость вращения вентилятора. Например,когда автомобиль стоит в пробке, охлаждение конденсатора .4 недостаточно и давление в напорной магистрали начинает расти,а фреон в конденсаторе перестает конденсироваться - датчик срабатывает на скачок давления и запускает вентилятор .5 в полную мощность. Датчик .8 работает на выключение компрессора,когда давление в напорной магистрале достигает предельных величин. Датчик .11 выключает компрессор,если температура испарителя слишком низкая.

 

На ГЛАВНУЮ страницу.